Перепись населения №2: украинцев пересчитают заново на планшетах
"Даже при переписи на бумаге личные данные мог получить тот, кто хотел. С переводом в электронный вариант это упростится. Можно сказать, это праздник для домушников, когда под видом переписи населения о хозяевах и квартире можно узнать все. Разговаривать в подъезде неудобно, поэтому переписчика зачастую пускают внутрь, особенно люди преклонного возраста. Люди в форме и соцработники вызывают доверие. От украинской полиции никогда не видел предупреждения, чтобы не пускали социальных работников, пожарных или кого-либо, а в ЕС регулярно предупреждают, чтобы не открывали дверь людям, которых вы не вызывали. Даже при том, что переписчикам выдают удостоверения, вопрос в том, кто туда попадает? Где их будут нанимать? Платят им минимум, поэтому куда интереснее сдать пару наводок и концы в воду, ведь в жизни не докажешь, что на квартиру навел кто-то из этих работников", - рассказал Сергей Креймер.
ВАЖНОСТЬ МИССИИ
За прошедшие 18 лет люди стали с большей осторожностью относиться к разглашению персональных данных, и далеко не каждый пожелает честно ответить, сколько он зарабатывает. Однако социолог Евгений Головаха говорит, что перепись населения важна для государства.
Больше бы переписывать не пошел, поскольку негатива очень много, мне даже оружием угрожали
"Без точных данных о количестве населения страна не может грамотно выстраивать систему социальной политики, поддержку уязвимых слоев населения, отслеживать миграционные процессы, да даже просто эффективно проводить экономическую политику, чтобы распределить бюджет. Большой блок вопросов уделяется составу семьи, занятости населения. Для культурной политики очень важен язык и самоидентификация по национальному признаку. Набирает обороты проблема миграции как внешней, так и внутренней. Люди, которые проводят опрос, должны пройти специальную подготовку и осознавать ответственность, которая на них лежит, ведь есть свод правил, от которых интервьюер отступать не имеет права", - сказал Головаха.
САЖАЛИ ЗА СТОЛ И УГРОЖАЛИ
При предыдущей переписи интервьюеров набирали через центры занятости и студентов. "Вестям" удалось разыскать Антона Кравченко, который, будучи студентом второго курса, решил подзаработать и согласился после пар в течение двух недель совершать обход киевлян в районе Соломенки.
"Я был среди студентов, которых набирали прямо в вузе. Платили немного: чем больше обойдешь, тем больше заработаешь. Нам выдали накидку, удостоверение с печатью и смешной квадратный коричневый чемодан из дермантина, а на нем наклейка "Перепись населения". В чемодане куча бланков, все строгой отчетности. Был период, за который нужно обойти свой участок. Сложности были с тем, чтобы попасть в квартиру: если дома никого не оказывалось, то приходилось возвращаться, и не по одному разу. Так называемый штаб размещался в школе, где несколько кабинетов выделили для ревизоров, и заполненные бумаги нужно было относить туда. Я сам бланки опросов не дописывал. Хотя теоретически это можно было сделать, потому как проверить практически невозможно", - рассказывает Антон Кравченко.
По словам бывшего волонтера, большинство украинцев доброжелательно относились к переписи.
"Даже были такие, кто пытался усадить за стол и накормить, уже не говоря о том, когда попадал на застолье - там и выпить предлагали. Но были те, кто конфликтовал, считая, будто из них хотят вытянуть личную информацию. Грубили. В квартиру войти было желательно, так как заполнять бланки на весу неудобно, но с некоторыми разговаривал через цепочку - пускать боялись. Запомнилась однокомнатная квартира, в которой проживало 10 человек. Единственная комната была превращена в сплошное спальное место. Записывал то, что отвечали, проверять прописку в паспортах права не имел. Даже на бланках было написано, что ответы даются добровольно и за человеком остается право не отвечать. Что забавно, мне попался однофамилец, полный тезка, он усадил меня на стул и задал вопросов намного больше, чем я ему, все пытался выяснить не связаны ли мы каким-то образом. Но больше бы переписывать не пошел, поскольку негатива очень много, мне даже оружием угрожали", - поделился воспоминаниями Антон Кравченко.
А вот харьковчанка Ирина Горбач в прошлую перепись населения не попала вообще.
"Мы в это время с мужем снимали квартиру. Хозяйка очень боялась, что ее налоговики привлекут за неуплату налогов, потому попросила нас двери "переписчикам" не открывать. А дома, где я прописана, сестра тоже обо мне ни слова не сказала. Мол, ей объяснили, что если родственники не проживают, то и говорить о них не надо. И вышло, что меня никто и нигде не упомянул. Причем когда на работе это обсуждали, оказалось, что половина коллег точно также остались неучтенными", - рассказала "Вестям" Ирина.