Россия против свидетелей Иеговы
31 июля в мировых СМИ появилось сообщение о том, что в знак протеста против решения Верховного суда России (от 17 июля) о признании религиозного течения «Свидетели Иеговы» экстремистской организацией основатель рок-группы «Ноль» (1986-1999) Федор Чистяков решил эмигрировать из России.
Уже на следующий день в интервью lenta.ru музыкант разъяснил свою позицию. Он сейчас находится в США, где заключил трудовой договор, а решение Верховного суда России для него означает, что время пребывания в России придется ограничить. После решения Верховного суда любое пожертвование общинам «Свидетелей Иеговы» или для их деятельности будет соответствовать формулировке статьи об уголовном наказании «финансирование экстремистских организаций». Федор Чистяков обещает в будущем посещать Россию только на время концертов и, находясь в России, не нарушать ее законы. Свою религиозную деятельность он намерен практиковать за пределами России.
Согласно решению Верховного суда России вся собственность общин «Свидетелей Иеговы» конфискуется в пользу государства, и легальная религиозная деятельность запрещена более 170 тысячам верующим соответствующего течения.
«Свидетели Иеговы» — отделившееся в 1874 году течение протестантства, приверженцы которого большую часть запретов Ветхого завета понимают не символически, как большинство христиан, а буквально. Из этого вытекают очень строгие нравственные и поведенческие ограничения, из которых в Латвии наиболее известен запрет на переливание крови. «Свидетели Иеговы», как и убежденные иудеи, отвергают использование чужой крови в продовольствии и в медицинских целях. Но следует отметить, что самые серьезные конфликты с государственной властью у иеговистов не по поводу запрета на использование чужой крови. В демократических странах запрет на переливание крови не относится к несовершеннолетним детям верующих, и большинство иеговистов это не оспаривает. Наоборот, запрет на переливание чужой крови, наряду со строгими нравственными нормами, обеспечил, что среди приверженцев «Свидетелей Иеговы» не встречается даже случайного заражения СПИДом или другими инфекционными заболеваниями, которые передаются через кровь или при половых актах. Это обстоятельство в наши дни используется для обоснования запретов иеговистов. В конфликт с государственной властью приверженцы этой веры обычно вступают в связи с буквальным и абсолютным толкованием Божьей заповеди — «Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей: не поклоняйся им и не служи им».
Непреклонные в своих убеждениях иеговисты не отмечают государственные праздники, без подобострастия относятся к религиозным символам и отказываются жертвовать жизнью за что-либо, кроме Бога. Из этого вытекает запрет служить в вооруженных силах и брать в руки оружие. Такие религиозные взгляды несовместимы с требованиями тоталитарных и авторитарных государств к своим гражданам. Во времена СССР «Свидетели Иеговы» были полностью запрещены. Именно эти вопросы замедляли регистрацию «Свидетелей Иеговы» в качестве религиозной организации в Министерстве юстиции Латвии после восстановления независимости. В Латвии «Свидетели Иеговы» были признаны только в 1998 году в большей мере с учетом международного давления.
Представители христианских церквей в Латвии, России и других странах высказывают подозрения, что «Свидетели Иеговы» для привлечения новых членов общины используют и гипноз, и другие сомнительные методы, и как раз этим объясняются их успехи. Однако успехи различных нетрадиционных религиозных течений чаще всего связаны с тем, что ориентированные на религиозный фанатизм люди не находят подлинной веры в официальных церквях. Прежде всего, они переживают разочарование в священниках официальных христианских церквей, обнаруживая, что многие из них не верят в то, что проповедуют. Разочарование в официальной церкви лежит в основе стремления объединиться с теми, кто хочет соблюдать общие религиозные и нравственные требования. Быстрое распространение «Свидетелей Иеговы» в России, которое сейчас власти пытаются приостановить репрессивными методами, скорее всего, свидетельствует не о том, что это религиозное течение экстремистское, а о серьезном кризисе в структуре управления Русской православной церкви и ее тесном срастании с официальной властью, об отдалении иерархии этой церкви от того, что часть общества понимает, как подлинную веру.
Ограничения на вероисповедание у соседей традиционно были выгодой для нашей страны. Когда в 17-м веке часть православных России не приняла религиозные реформы, и начались преследования староверов, большое их количество переселилось на территорию Латвии. Именно предприимчивый дух российских староверов послужил одним из факторов, который в конце 19-го века помог Латвии стать наиболее развитой частью Российской империи.
В наши дни повторяется нечто подобное. Рига постепенно становится местом, где могут собраться те, кто в России лишен свободы слова или взглядов. Рига уже стала местом, где российские буддисты регулярно встречаются со своим духовным лидером Далай-ламой, чтобы изучать практику буддизма. Сильная сторона Латвии — толерантное отношение к приверженцам различных религиозных убеждений. И если Латвия продолжит быть страной, дающей убежище тем, кого преследуют за религиозные убеждения, мы продолжим заложенную еще в 17-м веке традицию толерантности.
Уже на следующий день в интервью lenta.ru музыкант разъяснил свою позицию. Он сейчас находится в США, где заключил трудовой договор, а решение Верховного суда России для него означает, что время пребывания в России придется ограничить. После решения Верховного суда любое пожертвование общинам «Свидетелей Иеговы» или для их деятельности будет соответствовать формулировке статьи об уголовном наказании «финансирование экстремистских организаций». Федор Чистяков обещает в будущем посещать Россию только на время концертов и, находясь в России, не нарушать ее законы. Свою религиозную деятельность он намерен практиковать за пределами России.
Согласно решению Верховного суда России вся собственность общин «Свидетелей Иеговы» конфискуется в пользу государства, и легальная религиозная деятельность запрещена более 170 тысячам верующим соответствующего течения.
«Свидетели Иеговы» — отделившееся в 1874 году течение протестантства, приверженцы которого большую часть запретов Ветхого завета понимают не символически, как большинство христиан, а буквально. Из этого вытекают очень строгие нравственные и поведенческие ограничения, из которых в Латвии наиболее известен запрет на переливание крови. «Свидетели Иеговы», как и убежденные иудеи, отвергают использование чужой крови в продовольствии и в медицинских целях. Но следует отметить, что самые серьезные конфликты с государственной властью у иеговистов не по поводу запрета на использование чужой крови. В демократических странах запрет на переливание крови не относится к несовершеннолетним детям верующих, и большинство иеговистов это не оспаривает. Наоборот, запрет на переливание чужой крови, наряду со строгими нравственными нормами, обеспечил, что среди приверженцев «Свидетелей Иеговы» не встречается даже случайного заражения СПИДом или другими инфекционными заболеваниями, которые передаются через кровь или при половых актах. Это обстоятельство в наши дни используется для обоснования запретов иеговистов. В конфликт с государственной властью приверженцы этой веры обычно вступают в связи с буквальным и абсолютным толкованием Божьей заповеди — «Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей: не поклоняйся им и не служи им».
Непреклонные в своих убеждениях иеговисты не отмечают государственные праздники, без подобострастия относятся к религиозным символам и отказываются жертвовать жизнью за что-либо, кроме Бога. Из этого вытекает запрет служить в вооруженных силах и брать в руки оружие. Такие религиозные взгляды несовместимы с требованиями тоталитарных и авторитарных государств к своим гражданам. Во времена СССР «Свидетели Иеговы» были полностью запрещены. Именно эти вопросы замедляли регистрацию «Свидетелей Иеговы» в качестве религиозной организации в Министерстве юстиции Латвии после восстановления независимости. В Латвии «Свидетели Иеговы» были признаны только в 1998 году в большей мере с учетом международного давления.
Представители христианских церквей в Латвии, России и других странах высказывают подозрения, что «Свидетели Иеговы» для привлечения новых членов общины используют и гипноз, и другие сомнительные методы, и как раз этим объясняются их успехи. Однако успехи различных нетрадиционных религиозных течений чаще всего связаны с тем, что ориентированные на религиозный фанатизм люди не находят подлинной веры в официальных церквях. Прежде всего, они переживают разочарование в священниках официальных христианских церквей, обнаруживая, что многие из них не верят в то, что проповедуют. Разочарование в официальной церкви лежит в основе стремления объединиться с теми, кто хочет соблюдать общие религиозные и нравственные требования. Быстрое распространение «Свидетелей Иеговы» в России, которое сейчас власти пытаются приостановить репрессивными методами, скорее всего, свидетельствует не о том, что это религиозное течение экстремистское, а о серьезном кризисе в структуре управления Русской православной церкви и ее тесном срастании с официальной властью, об отдалении иерархии этой церкви от того, что часть общества понимает, как подлинную веру.
Ограничения на вероисповедание у соседей традиционно были выгодой для нашей страны. Когда в 17-м веке часть православных России не приняла религиозные реформы, и начались преследования староверов, большое их количество переселилось на территорию Латвии. Именно предприимчивый дух российских староверов послужил одним из факторов, который в конце 19-го века помог Латвии стать наиболее развитой частью Российской империи.
В наши дни повторяется нечто подобное. Рига постепенно становится местом, где могут собраться те, кто в России лишен свободы слова или взглядов. Рига уже стала местом, где российские буддисты регулярно встречаются со своим духовным лидером Далай-ламой, чтобы изучать практику буддизма. Сильная сторона Латвии — толерантное отношение к приверженцам различных религиозных убеждений. И если Латвия продолжит быть страной, дающей убежище тем, кого преследуют за религиозные убеждения, мы продолжим заложенную еще в 17-м веке традицию толерантности.
Комментарии 0