Главная » Наука » 2019 » Май » 20 »

Миры Мартина. Что скрыто в сериале Игра престолов

20.05.2019 в 22:16 просмотров: 766 комментариев: 0 Наука
Самое интересное — это связь кельтской мифологии с конкретным персонажем сериала

В мирах, созданных Джорджем Мартином, на самом деле столько литературных отсылок и скрытых цитат, что перечислить все, конечно, невозможно. Так что я назову лишь самое главное — те тексты, с которыми многие из нас знакомы, и которые приходят в голову, когда смотришь фильм или читаешь книгу.

Итак, начнем с отсылок к одному из древнейших источников — Библии, причем как к Ветхому, так и к Новому Завету. Библейских цитат в книге и сериале довольно много, приведу лишь один пример: избиение младенцев. Юный король Джоффри, который славится жестокостью и садистскими наклонностями, приказывает найти и убить всех незаконнорожденных детей своего отца, чтобы они не могли претендовать на трон.

Одна из самых жестоких и страшных сцен в сериале — когда у проститутки убивают новорожденного ребенка на ее глазах. Однако у образа Джоффри есть и другие источники, не только царь Ирод, но об этом позже.

Еще один древний источник, «спрятанный в сериале» — кельтские легенды. Мир за стеной, где живут Дети Леса и Белые Ходоки, похож на Сид, потусторонний мир кельтской мифологии. Господство тех, кто населял Сид, закончилось, когда появились первые люди. Примерно то же самое произошло и в мире Мартина — Дети Леса жили в Вестеросе до прибытия туда первых людей. Можно найти и еще много общего.

Но самое интересное, пожалуй, — это связь мифологии с конкретным персонажем. Короля Великобритании в валлийской мифологии звали Браном Благословенным, а Бран в переводе с валлийского означает «ворон». Не случайно Бран Старк, обладающий удивительными способностями, все время встречает трехглазого ворона.

В Игре Престолов можно найти и множество мифов Древней Греции, а также отсылок к произведениям Гомера. Например, эпизод в финальной серии шестого сезона, когда Арья Старк подает Уолдеру Фрею пирог, сделанный из его сыновей, напоминает нам миф о Тантале, который предлагал богам с Олимпа плоть его собственного сына Пелопа.

Красная свадьба в конце третьего сезона, в свою очередь, заставляет нас вспомнить об эпизоде в Одиссее, когда Одиссей, вернувшись наконец домой, во время пира убивает женихов Пенелопы.

Наконец, фактически прямая цитата из произведений Гомера — это имя королевы, Серсеи Ланнистер. Цирцеей звали волшебницу — коварную и жестокую, к которой занесло во время странствий Одиссея. Цирцея превратила его друзей в свиней. Здесь, кстати, вспоминается еще и то, что короля Роберта на охоте убила именно свинья — дикий вепрь.

Следующая литературная отсылка — Шекспир. В шекспировском цикле Ричард II, Генрих IV, Генрих V, Генрих VI, Ричард III показан ряд междоусобных войн за власть между Ланкастерами и Йорками, а у Джорджа Мартина воюют между собой Ланнистеры и Старки.

Кстати, интересно, что параллелей с Шекспиром оказалось так много, что фанаты сериала и книги даже создали сайт Шекспир престолов. Он сравнивает произведения Шекспира с сериалом.

В частности, Джона Сноу и одичалую Игритт сравнивают с Ромео и Джульеттой, Станниса Баратеона — с Макбетом, а Тириона — с Гамлетом. Также некоторые сравнивают Джона Сноу с Юлием Цезарем, а Брона Черноводного — с венецианским купцом.

Рыцарские турниры в Игре престолов напоминают нам о романе Вальтера Скотта Айвенго. Интересная деталь: этот роман — единственный, в котором упоминается традиция, вряд ли реально существовавшая в Средние века: оруженосцы проигравших рыцарей приводят Айвенго лошадей, навьюченных доспехами своих господ. До появления книг Мартина такая практика была неизвестна широкой аудитории.

Еще один источник — цикл французского писателя Мориса Дрюона Проклятые короли. Мартин и сам признавался, что вдохновлялся его произведениями. Замок Харенхолл напоминает нам Шато-Гайар. А Серсея — конечно, королеву Маргариту Анжуйскую, жену короля, фактически захватившую управление страной из-за его безумия. Маргарита Анжуйская — ключевая фигура в войне Алой и Белой Розы. Интриганка, властная и жестокая женщина. Кстати, исторический прототип Джоффри — не кто иной, как сын Маргариты Анжуйской и Генриха VI. О его рождении ходило много слухов, утверждали, что он на самом деле не сын короля — прямо как Джоффри. А еще Эдуард Ланкастерский тоже «славился» склонностью к садизму.

Разумеется, очевидно родство миров Мартина и миров Властелина колец, Гарри Поттера и Хроник Нарнии. Сам Джордж Мартин признался, что одолжил у Толкиена сюжетный поворот с убийством главных героев. «Я даже не могу описать, как меня в 13 лет поразило это событие. Нельзя было убивать Гэндальфа», — говорил автор Игры престолов, а позже в своей книге решил убить Неда Старка.

А с Гарри Поттером книгу и сериал Игра престолов роднят не только драконы. Флэшбек в историю Лиан Старк, которая умерла, но спасла ребенка, конечно, напоминает историю родителей Гарри Поттера. У них даже имена созвучны — Лиан и Лили.

О Нарнии, в свою очередь, напоминает нерегулярная смена сезонов. Лето, длящееся годами, и зима, которая близко и которая тоже может затянуться надолго. Зима в Нарнии продолжается, пока правит Белая Колдунья. Зима и холод приближаются к Вестеросу по мере того, как усиливается магия.

Ну, а кто-то, к моему удивлению, обнаружил в мирах Мартина даже роман Мастер и Маргарита. У Тириона, как и у Воланда, в книге (но не в сериале) глаза разного цвета.

Словом, миры Мартина похожи на большую библиотеку, в которой каждый может найти книги разных эпох, разных авторов и разных жанров.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/Sorokainfo
Комментарии 0
avatar
© Все права защищены: Копирование материалов сайта разрешено только при указании ссылки на источник - Sorokainfo.com 2015 - 2024